Уже в 1930-х годах тренчкоты стали неотъемлемой частью киноиндустрии, привлекая кинематографистов своим стильным и запоминающимся дизайном. Режиссёры и костюмеры быстро оценили их визуальную выразительность, благодаря которой образы героев приобретали дополнительную харизму и глубину.
Этот культовый предмет гардероба можно встретить в огромном количестве знаковых кинолент – от классики золотой эры Голливуда до современных блокбастеров. Как отмечает известный журналист и автор Ник Фоукс: "От харизматичного Роберта Митчема до футуристичной 'Матрицы' (1999) и далее – тренчкот неизменно остаётся важной частью киноязыка. Он сопровождает ключевые драматические и романтические сцены, а также стал визитной карточкой многих кинозвёзд". (Хотя стоит уточнить, что версия тренча из "Матрицы" сильно отличается от классического варианта — её дизайн был сознательно переосмыслен в футуристичном ключе).
Точная дата первого появления классического двубортного тренчкота на киноэкране остаётся неизвестной, однако достоверно установлено, что это произошло не позже 1934 года – года выхода фильма "Это случилось однажды ночью". Главный герой картины Питер Уорн в исполнении Кларка Гейбла появлялся в достаточно светлом тренчкоте традиционного кроя, что стало одним из первых документально зафиксированных случаев использования этой модели в кино.
В 1940-х годах тренчкот стал неотъемлемой частью визуального стиля голливудского нуара, навсегда связавшись с образом легендарного Хамфри Богарта. Как отмечает Синти Стемп, исследовательница голливудской моды, именно Богарт сделал этот предмет одежды культовым, задав моду для целой плеяды актёров, игравших персонажей криминального мира – гангстеров, роковых женщин, сыщиков и тайных агентов.
Историк моды Кэлли Блэкмен также подчёркивает эту связь: «Когда харизматичный Богарт, олицетворявший мужественность и брутальность, начал носить тренчкот – практичное пальто, идеально подходившее для скрытности и наблюдений, оно прочно ассоциировалось с атмосферой преступного мира».
Конечно, было бы неверно утверждать, что тренч носили исключительно криминальные элементы. Однако нельзя отрицать, что в кинематографе он чаще всего появлялся именно в детективных и гангстерских лентах, став своеобразным символом этой эпохи.
Хамфри Богарт закрепил образ тренчкота в киноискусстве благодаря своим знаковым ролям в фильмах "Мальтийский сокол" (1941), "Касабланка" (1942) и "Глубокий сон" (1946). Однако он был далеко не единственным актёром, сделавшим этот элемент гардероба символом эпохи.
Не менее значимый вклад в популяризацию тренчкота внёс Роберт Митчем. Как отмечает британский журналист Джош Симс, именно роли Митчема в таких картинах, как "Из прошлого" (1947) и "Иностранная интрига" (1956), значительно повысили статус этого предмета одежды. В своей работе "Иконы мужского стиля" Симс особо подчёркивает влияние на моду кинематографических образов сыщиков - Сэма Спейда и Филипа Марлоу.
Интересно, что если образ Спейда был воплощён исключительно Богартом в "Мальтийском соколе", то персонаж Марлоу получил несколько экранных интерпретаций. Богарт сыграл его в "Глубоком сне", а Митчем - в более поздней версии "Прощай, моя красавица" (1975), что ещё раз подтвердило неразрывную связь тренчкота с образами кинодетективов.
Показательным примером того, насколько сильно Роберт Митчем и его экранные персонажи повлияли на восприятие тренчкота, служит откровенное признание актера Роберта Стэка. Этот многогранный деятель шоу-бизнеса (известный не только актерскими работами, но и телевизионной карьерой, а также спортивными достижениями) как-то заявил: "Единственная причина, по которой я надеваю тренчкот - это желание походить на Роберта Митчема".
Хотя нам не удалось обнаружить информации о том, что Стэк носил тренчкот в художественных фильмах, достоверно известно, что он регулярно появлялся в этом культовом пальто в своем документальном проекте "Неразгаданные загадки", который выходил на экраны с 1987 по 2002 год. Этот факт лишний раз подчеркивает, насколько прочно тренчкот ассоциировался с определенным типом харизматичного мужского образа, созданного кинематографом.
К середине 1960-х годов тренчкот в кинематографе приобрел настолько устойчивую репутацию атрибута детективов и криминальных элементов, что этот устоявшийся образ стал предметом пародийного обыгрывания. Ярким примером такого осмысления стало решение создателей франшизы "Розовая пантера" (1963-1982) облачить неуклюжего инспектора Клузо именно в этот ставший уже архетипичным предмет гардероба.
Ирония заключалась в том, что классический тренчкот, ассоциировавшийся с харизматичными сыщиками и крутыми гангстерами, теперь носил комично-нелепый персонаж в исполнении выдающегося британского актера Питера Селлерса. Этот художественный ход не только подчеркивал контраст между традиционным образом детектива и его гротескной интерпретацией, но и закреплял статус тренчкота как визуального маркера детективного жанра - настолько узнаваемого, что он мог работать даже в пародийном контексте.
При анализе роли тренчкота в кино невозможно обойти стороной два культовых фильма, ставших эталоном стиля в криминальном жанре: «Самурай» (1967) и «Убрать Картера» (1971).
В первом случае французский актёр Ален Делон, воплотивший образ безжалостного киллера Жефа Костелло, превратил светло-бежевый тренчкот в символ хладнокровной профессиональности. Классический фасон и нейтральный оттенок плаща контрастировали с мрачной сущностью персонажа, создавая визуальную метафору двойственности его натуры — внешняя утончённость скрывала смертоносную точность.
Противоположный подход продемонстрировал Майкл Кейн в роли гангстера Джека Картера. Его чёрный тренчкот, выбивавшийся из общепринятых кинематографических шаблонов, работал на создание образа нового типа антигероя. Угрюмый цвет и минималистичный дизайн подчёркивали цинизм персонажа, а также отражали эстетические изменения в жанре — переход от ностальгической стилизации к модернистской жесткости.
Эти два примера иллюстрируют, как один предмет гардероба, в зависимости от контекста и цветового решения, может становиться многогранным инструментом характеристики персонажей — от романтизации криминального мира до его беспощадного реализма.
В завершение предлагаем хронологический обзор фильмов, где тренчкоты стали важной частью образа ключевых персонажей. Каждая позиция включает оригинальное и англоязычное название ленты, год выхода, имя актёра и описание героя. Список не претендует на полноту, но демонстрирует эволюцию роли этого предмета гардероба в киноискусстве.
Этот список — лишь вершина айсберга, демонстрирующая, как тренчкот трансформировался из утилитарной одежды в многогранный киносимвол.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@britishroom.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–20:00
Электронная почта:
mail@britishroom.ru
Санкт-Петербург,
ул. Миргородская, д. 20